В течение недели 22 томских школьника изучали физикохимию растворов, планирование эксперимента, ведение исследовательской работы и специфику экологических проектов в детском лагере «Солнечный». В конце смены подростки представили свои проекты по изучению влияния агрессивной среды на рост и развитие растений. Организатор профильной смены для школьников – Передовая инженерная школа (ПИШ) «Агробиотек» Томского государственного университета.
Профильная смена для школьников 7-11 классов прошла по программе «ХимБио». Старшеклассники изучили базовые принципы проведения эксперимента и увидели на практике, как меняются показатели роста растений при воздействии разных, в том числе неблагоприятных факторов окружающей среды: засоления, тяжелых металлов, поверхностно-активных веществ, кислотности. В ходе экспериментов участники смены научились пользоваться измерительным оборудованием, которого нет в школах: они работали с весами и ph-метром, освоили технику приготовления растворов – расчеты массы соли с использованием формул и сам процесс приготовления.
По словам преподавателя программы, студентки Биологического института ТГУ Алины Игнатьевой, детям было интересно проводить эксперименты: смешивать растворы и смотреть, как они влияют на объект исследования.
– Нам было важно показать школьникам тесную связь биологии и химии и что в настоящее время невозможно провести эксперимент в биологии без знания простых химических понятий и формул. Такие смены позволяют показать ребятам, что биология – это намного больше школьной программы: это не только строение хламидомонады и жизненные циклы растений, но и умение использовать знания для объяснения происходящих вокруг процессов и решения современных проблем. Главная цель выполнена – у нас получилось показать, как «создается» наука, и заинтересовать этим детей.
Чем раньше пробудить у подростка интерес к химии, биологии, математике, тем меньше страхов и барьеров у него возникнет при выборе направления дальнейшей учебы в пользу естественных наук, уверена специалист НОЦ ПИШ «Агробиотек» Оксана Базаева.
Программу «ХимБио» разработали старший преподаватель кафедры ботаники Биологического института ТГУ Евгений Плотников и доцент кафедры неорганической химии ТГУ Наталья Каракчиева. По словам Евгения Плотникова, задумка была не только обучить школьников экспериментальной науке, но и показать влияние, которое люди сами оказывают на окружающую среду.
Смена длилась неделю. Занятия проходили по 2,5–3 часа в день, затем участники погружались в обычные лагерные развлечения. После 4-дневного обучения школьники защитили свои проекты, подготовленные с помощью педагогов смены. В следующий раз старшеклассники попробуют свои силы в изготовлении бытовой и косметической химии; изучат биоиндикаторы, инкубацию и разработку программного обеспечения для химических экспериментов.
Для справки. Сотрудничество ПИШ «Агробиотек» ТГУ со школами направлено на раннюю профессиональную ориентацию школьников и подготовку высококвалифицированных кадров для высокопроизводительных, экспортно-ориентированных секторов экономики России. Так, в партнерстве со школой «Перспектива» специалисты ПИШ ТГУ организовали летние практические занятия для 60 старшеклассников. Ребята проводили микроклональное размножение растений в лабораториях Богашевского отдела СФНЦА РАН и Ботанического сада ТГУ, знакомились с основами химического анализа на химическом факультете, а на ФИТ ТГУ учились моделировать и печатать на 3D-принтере.
В рамках заключенного с ТГУ соглашения ПИШ «Агробиотек» ТГУ и семь школ Томска и Томского района будут вместе готовить школьников по агробиотехнологическому профилю.